Вызовом сегодняшнего дня является необходимость адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, видеть собственные дефициты и добывать необходимые знания и компетенции, принимать ответственность за принятые решения и совершенные действия. Когда мы обсуждаем компетентностный разрыв между учениками начальной и основной школы, когда слышим от учителей основной школы слова «в началке снова не научили», речь, как правило, идет не о том, что не освоена таблица умножения или школьник не научился спрягать глаголы. Компетентностный разрыв заключается в том, что выпускник началки не готов к необходимому для успешного освоения программы уровню познавательной самостоятельности. Как его избежать? Чему и как должна учить начальная школа, чтобы в при переходе в основную пятиклассник был способен адаптироваться к новой образовательной среде, обладал познавательной инициативой, был субъектом собственной образовательной деятельности?